Так получилось, что в свое время я не посмотрела фильм «Цареубийца» К. Шахназарова. Наконец, и этот фильм вошел в фильмотеку моих любимых кинокартин для ума, а для развлечения я бы порекомендовал данный сериал.
Фильм понравился, хотя он довольно мрачный. Замечательный Олег Янковский в двойной роли: врача-психиатра и царя Николая II. По сюжету, другой герой уже существует в фильме больным с раздвоенным сознанием – он и Юровский, уничтоживший царскую семью, и пациент современной психиатрической клиники (интересная роль прекрасного британского актера Малкольма Макдауэлла). Врач в исполнении Янковского в начале фильма не вызывает подозрений по части психики. Но постепенно, под влиянием общения с «Юровским», он «перетекает» в образ последнего русского царя. И в какой-то момент они (врач и его пациент) уже на полном серьезе «вспоминают» те страшные события, причем каждый в своей роли.

В одном из эпизодов Николай, уже находясь с семьей в подвале Ипатьевского дома в Екатеринбурге, понял по лицу Юровского, что в эту ночь он убьет их. Очень тяжело смотреть эти сцены (хотя жестокостей в фильме почти нет, сюжет понятен только из рассказов персонажей). Олегу Янковскому чисто внешне шла эта роль, он выглядел необыкновенно благородным, поэтому и зудела в душе жалость к нему, и было страшным ожидание конца. Но вот царь говорит о том, что он уже готов к смерти, он даже удивлен, что дожил до 50 лет. И после этих слов неожиданно на душе становится чуть полегче. Даже удивительно. Почему?
Когда человек в трагических обстоятельствах говорит о том, что он ко всему готов, то дальнейшее уже не кажется таким ужасным, потому что ведь сам человек почти наполовину сотворил с собой то, что сотворят с ним потом другие (или жизнь, или природа). Конечно, от этого трагедия не становится меньше, но за обреченного человека теперь уже не так сильно беспокоишься.

В связи с этим у меня появилась такая мысль. Конечно, надо стараться в любой ситуации внешне вести себя достойно. Но никогда не надо «помогать» своим «палачам» (в широком смысле) признанием своей готовности к концу. Этим самым жертва сама как бы уже делает часть грязной работы за палача и снимает с него долю вины за сотворенный грех.

Интерес к людям с пограничным состоянием психики у Карена Шахназарова проявляется и в других фильмах. Например, его фильм «Палата № 6». Картина мне также понравилась. С одной стороны, режиссер бережно подошел к тексту Чехова, с другой – фильм от этого не превратился в «иллюстрацию» рассказа.
Главный герой фильма (и рассказа) доктор Рагов, в конце концов, попадает в палату для сумасшедших. Он не мог выносить жизнь среди «нормальных» людей, которая ему казалась слишком вульгарной, лишенной высоких помыслов. Это вечная проблема. Она и в наши дни актуальна. Или даже еще более актуальна, чем когда либо. Вот и получается, что людям высокого интеллекта и духовности место только среди психов. Актер Владимир Ильин очень пронзительно сыграл доктора Рагова.

Мне показалось, что к этим фильмам был проявлен незаслуженно низкий интерес со стороны зрителей. И напрасно. Многие известные в истории люди утверждали, что граница между нормой и сумасшествием очень тонка. По сути, мы все время от времени «балансируем» на этой тонкой грани. В фильме «Цареубийца» сначала герои Янковского и Макдауэлла кажутся вполне адекватными. Они рассудительны, в разговорах точны. Но постепенно с ужасом убеждаешься в том, что их душа, как реле, переключает их из одного состояния в другое. И в каждом из них они живут реальной жизнью. Над этим нам всем неплохо бы задуматься.

 



новости
афиша
музыка
фото
видео
группа
тексты
пресса
Интересные ресурсы
архив
контакты

© zerna 2004-2018

О роли психики в фильмах Карена Шахназарова