Когда слушаешь музыку Сильвестрова, примечаешь ее сокровенное свойство: вкус к непосредственному восприятию жизни совмещается тут с поиском философского осмысления бытия, ощущение объединяется с сущностью, мгновение с вечностью. О чём бы ни повествовало искусство Сильвестрова, какое проникновение в пантеистический дух ни являло бы, оно всегда насышено высокой духовностью. Потому что этические, нравственные проблемы - основные проблемы творчества Сильвестрова, вокруг них его боль, радость, глубина. Оттого, манерно, его музыка так выразительна (в зрелый период в особенности), так благородна, красива; оттого в его творчестве последнее слово остается за чистым, возвышенным началом. И если характеризовать качества его лирического миросозерцания, то понятно, что оно не узко субъективно, оно несёт философский смысл, умение увидеть взаимопроникновение индивидуальной человеческой судьбы и общих жизненных процессов, восприятие мира, при котором разрозненные противоречивые части бытия стягиваются в единое сущностное целое. Это та лирика, что «ведёт разговор о значительном, высоком, прекрасном,своего рода экспозиция идеалов и жизненных ценностей».
Такой способ видения мира стимулирует образность обобщенного типа, приводит к многозначности всех компонентов музыки. При этом наиболее типичная для Сильвестрова драматургическая установка - жизнь образа, его развитие подчинять законам эволюционных процессов. В подобной ситуации в частных моментах содержатся общие черты, целое организовано по принципу переменности эмоционально-смысловых функций; при возрастающей роли контекста в произведении каждый эмоционально-смысловой ряд насыщен подтекстом, иносказанием.
|